Человек в поисках смысла

Виктор Франкл

Социальная ситуация развития в период раннего детства во многом аналогична ситуации на предыдущем этапе. Ребенок еще не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, а следовательно, общение со взрослым является необходимым условием обеспечения ее жизнедеятельности. Однако есть и различия.

Развитие психики в ранний период зависит от ряда факторов. Существенную роль здесь играет овладение ребенком прямохождением, что делает его общения с окружающим миром самостоятельным, расширяет круг вещей, которые становятся объектами познания, развивает способность ориентироваться в пространстве и манипулировать различными предметами.

Манипулятивная деятельность постепенно меняется предметной деятельностью, направленной на усвоение общественное выработанных способов использования предметов. Общение со взрослым становится формой организации, средством осуществления предметной деятельности. Оно перестает быть собственно деятельностью, поскольку в раннем возрасте ребенок вполне сосредотачивается на предмете. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стул или возит за собой машинку (она постоянно смотрит на предмет).

Однако самостоятельно овладеть способами использования предметов малыш не может: функциональные свойства предметов открываются ему! через учебно-воспитательное воздействие взрослого. Например, некоторые предметы требуют четко очерченного образа действия (закрывания коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, составление конструкторов и т.д.). Для других способ действия жестко фиксируется их общественному назначению - это предметы-орудия (молоток, карандаш, ложка и др.).